Баннер
Система контроля движения камеры

Изобретателем современной системы контроля движения камеры считается Джон Дайкстра, получивший за свое изобретение «технической» «Оскар» в 1978 году (вместе с соавторами Олва Джей Миллером и Джерри Джеффресом). Но мы проследим эволюцию этого изобретения с самого начала.

Попытки соединить два изображения, снятых в разных местах и в разное время, предпринимались еще на заре кинематографа. В 1914 году оператор Томаса Эдисона Отто Бротигэн сконструировал механическую систему, позволявшую несколько раз повторять движение камеры. Для фильма «Полет Голландца» (1916) ему понадобилось создать фигуру призрака на фоне замка. Для этого он применил двойную экспозицию, что само по себе было уже не новшество. Но оператор хотел удивить зрителя, заставив камеру в этот момент двигаться.  Поместив камеру на рельсы, он применил лебедку с разметкой на тросе и барабане. Управляя движением камеры вручную, он смог синхронизировать его с первой экспозицией, получив уникальные спецэффектные кадры.


Следующий шаг к созданию подобной системы был предпринят только в сороковых. Именно тогда сотрудник компании MGM Олин Л. Дюпи изобрел систему, записывающую движения камеры на звуковую дорожку пленки. Эта система успешно применялась для нескольких картин, включая известную ленту «Американец в Париже» (1951) для соединения съемки парижских улиц, актеров, снятых отдельно в павильонах студии, и фоновых картины (matte-paintings). Одновременно с ним свою систему, способную повторять движения камеры несколько раз, изобрел и Гордон Дженнингс из Paramount. Его система тоже записывала движения на пленке, но требовала длительной предварительной работы по программированию движений камеры задолго до того, как строились объекты съемки. Ее использовали, чтобы снять одну из самых зрелищных сцен в фильме «Самсон и Далила» (1949), соединив актеров и модели рушащегося города. За свои изобретения Дюпи и Дженнингс получили технический «Оскар» в 1952 году.

Еще одним изобретателем был Джон Уитни. В 1957 году он купил аналоговый военный компьютер, который в свое время был частью системы противовоздушной обороны, и переоборудовал его для работы с камерой и осветительными приборами. Но он не использовал свою находку для создания спецэффектов, его система применялась позже при создании эффекта «звездных врат» для фильма «2001: Космическая одиссея» и была названа системой слит-скан.
Эта же система применялась и для съемки огромных моделей фильма. Модель корабля «Дискавери» достигала 16,5 метров в длину, а его командный модуль был сферой диаметром 1,8 метров. Чтобы превратить модель в огромный космический корабль, нужно было обеспечить резкость всех изображаемых деталей, что достигалось закрытием диафрагмы. Но тогда пленке не хватало света, а эту проблему нельзя было решить установкой дополнительных источников: в космосе есть только один источник света – это Солнце и установка дополнительных источников изменила бы светотеневой рисунок. Кубрик пришел к единственно верному решению: снимать все модели покадрово, слегка сдвигая их в момент съемки, чтобы воспроизвести смаз, необходимый для демонстрации движения объектов. Вращение модели станции, достигавшей 2,4 метров в диаметре, было почти незаметно глазу, но этого было достаточно, чтобы реалистично воспроизвести ее движение на экране.


Схема работы устройства


Даглас Трамбулл, работавший с системой Уитни на «Космической одиссее», создал свою версию устройства, записывающего движения камеры на обычный аудио магнитофон, для фильма «Штамм «Андромеда» (1971). Это была дебютная лента будущего мастера по спецэффектам Джона Дайкстры.

В 1975 году Джордж Лукас предложил Дагласу Трамбуллу возглавить новую студию, которую планировал создать сам для съемки спецэффектов своего следующего фильма «Звездные войны». Но Трамбулл отклонил это предложение, направив к Лукасу своего коллегу – Джона Дайкстру. Так Джон оказался главой легендарной Industrial Light and Magic. 

Позже Лукас сокрушался, что его команда в ILM за первый год своего существования не сделала ни одного эффектного кадра для «Звездных войн», потратив при этом миллион долларов на разработки. Они конструировали свои камеры, объективы и монтажный стол для формата VistaVision. Но, пожалуй, самым важным изобретением была система контроля движения камеры.

Проблема в том, что Лукас хотел видеть свои бороздящие космос корабли будто снятыми реальным объективом.  Для этого объекты должны были приближаться, пролетать мимо и удаляться от камеры, которая бы разворачивалась на 180 градусов, чтобы взглянуть вслед кораблю. В те времена такие кадры были невозможны – слишком много проблем было с созданием блуждающей маски, да и системы, способной запомнить и воспроизвести идентично такое сложное движение камеры, еще не существовало. Поэтому все «эффектные» сцены снимались статичной камерой, а движения моделей в кадре были линейными. Здесь же потребовалось бы снимать модель, бортовые огни, фон и следы выстрелов, позже совмещая их в оптическом принтере.
«Мы взяли архаичные камеры, которые были созданы еще до нашего рождения, и модернизировали их, - рассказывает Дайкстра. - В 1975 году никто не изобретал новых камер для кино».
Уже существующий механический риг с камерой не подходил, потому что сильно замедлял работу.
«Риг нельзя было разбирать, - говорит Дайкстра, – потому что, если из лаборатории возвращался испорченный материал, вы бы не смогли снять заново нужный элемент. Риг оставался нетронутым, пока не утверждали отснятое».
Для «Звездных войн» надо было сделать 350 кадров с эффектами, каждый из которых включал до семи различных элементов.


Система контроля движения в действии


«Нам нужна была система, которую бы можно было разобрать, чтобы продолжить делать кадры, - продолжает Дайкстра. – Нужно было иметь возможность записывать информацию и повторять ее через несколько дней».
Система Дайкстры записывала все составляющие движения камеры (скорость движения рига, повороты камеры, зум) на отдельные каналы микрочипа. Такой микрочип мог хранить до 12 каналов записи.
«Удивительно, что мы использовали технологию НАСА для съемки своего космического фильма, - говорит Ричард Эдлунд. – Я программировал каждое движение отдельно: движение вперед, панорамирование, потом поворот по вертикали, и так далее. Никакого видео тогда не было, поэтому каждый раз я просто брал стремянку и добирался до видоискателя, чтобы убедиться, что камера смотрит в нужном направлении».
«Все части конструкции были так или иначе разработаны ранее, - поясняет Дайкстра. –Э то не новый концепт, он витал в воздухе еще с тридцатых годов. Когда мы работали с Дагом, у нас была подобная камера, но она не была настолько управляемой, у нас была весьма продвинутая электронная система, но тогда она не была настолько действенной. Мы использовали достаточно продвинутый механический риг, но не настолько гибкий. Все эти части разработаны задолго до создания «Дайкстрафлекса».


Ричард Эдлунд и Гэри Круц в ILM


«Вся система была создана для «Звездных войн», - подхватывает Ричард Эдлунд. – Джордж дал нам клип, в котором были показаны воздушные бои Второй Мировой. Съемки отражали динамику и движение кораблей, которые он хотел достичь. Моей главной заботой была камера. Ее нужно было сделать как можно меньше, чтобы приблизиться к объекту съемки как можно ближе. При этом нужно было сохранять глубину резкости. При съемке миниатюр глубина резкости становится проблемой, потому что фокусные расстояния слишком малы. Но весь корабль должен быть абсолютно резким, иначе он кажется миниатюрой. Один такой кадр может уничтожить весь фильм и твою репутацию. Я модифицировал объектив, добавив стопов, и уменьшил головку камеры, чтобы корабли могли летать над ней, а мы видели их днища. Это дало иллюзию того, что камера намного меньше, чем есть на самом деле, а корабли – больше».


Ричард Эдлунд за работой


Вся работа по созданию механической части проводилась на том же складе, где базировалась ILM: сварка и пайка, резка металла, приладка моторов и подгонка оборудования. «Железо» в итоге стило $60 тысяч. Создание системы заняло полгода и было завершено к декабрю 1975.


Один из современных вариантов системы контроля движения


Сегодня многие компании производят такие устройства, мобильные и для павильонной работы, кроме движения камеры по 13 осям современная система также контролирует зум, фокус и затвор самой камеры. Более того, принципы работы системы контроля движения были перенесены и в область CGI, где свойства и движения виртуальной камеры также записываются и воспроизводятся множество раз для «съемки» разных 3D объектов.

Н. Маркалова

Литература:

The Making of Star Wars by J. W. Rinzler

Special Effects The History and Techniques by Richard Rickitt

IMDB


 

Контакты


Наш Facebook: facebook

Кто на сайте

Сейчас 43 гостей онлайн