Баннер
Многоликий Пол: Создание пришельца

Приступая к работе над «Полом», Моттола очень волновался. Ему предстояло возглавить проект, главным героем которого был компьютерный персонаж.


«Я был в полной растерянности, — откровенно признается он. — Трудно создать образ целиком с помощью анимации. Вы должны решить, как ваш герой моргает, как улыбается, двигается ли при этом у него кадык или нет. Мне пришлось проделать большой путь от покадровой анимации, которую я снимал в восьмилетнем возрасте с помощью своей камеры Super 8».
Хотя изначально было задумано, что Пол будет напоминать классического, привычного для зрителя инопланетянина, авторы хотели сделать его как можно более похожим на человека. «Мы должны были создать пришельца, который вел бы себя как человек, а выглядел как инопланетянин, — рассказывает Моттола. — 90% экранного времени он просто пассажир, который едет в машине. Мы хотели показать парня, за которого бы переживали зрители, и который бы порою раздражал их — человечного, удивительного, эмоционального и непростого».

Режиссер воспользовался поддержкой команды студии Double Negative, которая работала над эффектами для двух последних совместных проектов компаний Big Talk и Working Title «Зомби по имени Шон» и «Типа крутые легавые». Как и режиссер, специалисты студии понимали, что сделать полностью компьютерный персонаж, который находится на экране столь длительное время, будет нелегко.
Моттола и его команда подошли к созданию образа Пола с разных сторон. Режиссер говорит: «Мы выполнили вариант Пола в компьютерной графике, и он нас не вполне устроил. Поэтому мы обратились в компанию визуальных эффектов, где работал замечательный скульптор, который первым вылепил Пола из глины. Он создал миниатюрную копию нашего пришельца. Когда мы ее одобрили, он вылепил его портрет в натуральную величину».

«Мы обсуждали мысль о том, что Пол является продуктом эволюции человека, которая происходила в течение миллиарда лет, — продолжает Моттола. — Так как наш мозг развивался, отпадала необходимость физической силы. Мы становились умнее и могли использовать технологии. Наше тело уменьшалось в пропорциях, и мы вполне могли превратиться в подобное хрупкое существо. Скульптор разобрал Пола на части, чтобы можно было усовершенствовать его компьютерную версию. Теперь все выглядело четко — от маленьких углублений на черепе и очертаний подбородка до расположения глаз».
Команда специалистов создала анимационного Пола. Это помогало представить, как гуманоид будет двигаться. Затем была вылеплена кукольная копия, которую использовали в крупных планах. Она была просто необходима Моттоле и оператору Лоуренсу Шеру во время съемки сцен с участием Пола.

Супервайзер визуальных эффектов Джоди Джонсон говорит, что создать столь уникальный персонаж было трудно. Супервайзер рассказывает: «Сначала мы тесно сотрудничали с Грегом, чтобы понять, каким он видит Пола, затем с Сетом: он озвучивал героя. С ним мы работали также над постановкой движения и характером персонажа».
Во время подготовки к съемкам Сету Рогену в течение нескольких недель пришлось изображать инопланетянина. Команда записывала на пленку его движения. На репетициях он проходил одну и ту же сцену много раз, чтобы аниматоры могли в деталях разработать поведение Пола. Впоследствии и другие дублеры сверяли свои движения, жесты и интонации с записью на пленке.
У Сета Рогена был свое представление о пришельце. Актеру не хотелось, чтобы образ получился шаблонным или застывшим. Он говорит: «Когда снимали движение, я подумал, что будет здорово, если Пол будет двигаться, как я. Мне удалось сделать его походку и жесты свободными, как будто он слегка пьян или немного под кайфом. Здорово, что с помощью невероятных технологий мы создаем нечто естественное и свободное».

Поначалу подобный метод работы давался актеру непросто, но он был готов к трудностям. «Мне нравится, что можно работать над движением, оттачивать его, — признается он. — Я понимаю, что это отличается от живого действия. Мы просматривали каждую сцену фильма и говорили, например: «Пол здесь должен разбушеваться». Мы старались довести до совершенства каждый звук или действие. Это позволяло создать более полную иллюзию».
    Главная часть работы по перенесению образа Пола на экран досталась специалистам Double Negative. Они же сделали так, что на протяжении фильма компьютерный персонаж убедительно существует в реальных декорациях. «Нам потребовалось создать для Пола естественное освещение, чтобы он выглядел органично рядом с другими исполнителями», — говорит Джонсон.
    Коллега супервайзера, продюсер визуальных эффектов Хэл Казенс подводит итог: «В этом фильме визуальные эффекты не бросаются в глаза. Зрители увидят трех парней, которых окружают другие персонажи».
    Съемки «Пола» производились с помощью ручной камеры, камеры Steadicam и операторского крана. Чтобы получить необходимые кадры, специалисты по визуальным эффектам работали бок о бок с оператором Шером. «На студии Spectral Motion был изготовлен кукольный Пол с подсветкой. Мы снимали эту куклу в каждой сцене. Ларри устанавливал освещение таким образом, чтобы Пол выглядел естественно среди других персонажей, — говорит Джонсон. — Затем я снимал куклу с подсветкой и отправлял пленку на студию Double Negative, где с ее помощью создавали нужное освещение изображения в CG».
    Кроме своей ежедневной работы в качестве агента О’Рейли, Ло Труглио выполнял и другое, не менее важное для фильма задание. Он являлся дублером Пола, когда не было необходимости в светящейся кукле. Многим актерам кино требуются дублеры, в этом нет ничего нового. Но компьютерному персонажу?..
    «В комедии важна реакция на партнера, — рассказывает Парк. — Саймону и Нику, да и другим, требовался еще один актер — на роль Пола. Сначала мы волновались и не знали, как поступить. Потом подумали о Джо: почему бы ему не заняться еще и этим? Сначала он играет О’Рейли, а затем надевает наколенники, опускается на пол и подает реплики вместо Пола. Выглядело это, конечно, странно, но Джо согласился и с блеском справился с поставленной задачей».
    Ло Труглио рассказывает о том, как он стал маленьким зеленым человечком: «С Полом все непросто. Нам нужно было, чтобы компьютерный персонаж по-человечески вызвал у зрителей симпатию и сочувствие. Этому способствовала масса людей. Во-первых, Сет, который озвучил Пола и научил его двигаться. Во-вторых, парни со студии Double Negative, которые занимаются визуальными эффектами. Я был там на репетиции Сета и наблюдал за его работой. Во время съемок я попытался соединить то, что делал Сет, с репликами Саймона и Ника, чтобы им не пришлось разговаривать с невидимкой. Нелегкая актерская задача — изобразить пришельца, в которого разными людьми вложено столько сил. В то же время, это было здорово. Кстати, я прошел на своих коленях не одну милю».
    В то время как Ло Труглио подавал реплики вместо Пола, Кристоф Зажак-Денек помогал ему действовать. В сценах, где было много движения, Моттола и Шер снимали куклу и Зажак-Денека вместе со всеми исполнителями. Казалось, словно Пол был действительно там. Затем, дублера и куклу убирали из кадра, и сцена снималась заново только с актерами.
    Был еще и четвертый Пол — шестилетний Таннер, сын координатора трюков. Юный актер с удовольствием снялся в одном из эпизодов, где Пол прыгает на агента Зойла. Казенс говорит: «Мы подумали, что если на Джейсона на самом деле кто-то прыгнет, это будет выглядеть реалистичнее. Мы надели на Таннера зеленый костюм, он бесстрашно вскочил на Джейсона и вцепился в него намертво. Джейсон извивался под ним — это было замечательное взаимодействие. Позже мы заменили Таннера компьютерным изображением Пола».
    Вопросы с освещением и постановкой эпизодов были решены. Пришло время заняться окружающим миром, в котором существует Пол. Джонсон говорит: «Мы использовали геодезический прибор Leica Total Station. Это позволило с помощью множества лазерных лучей создавать трехмерную модель объектов, которые снимала камера. Кроме того, мы применили технологию HDRI — создание изображений с расширенным динамическим диапазоном». Основной причиной для этого стали погода и освещение, которые постоянно менялись. Если бы команде не удалось все согласовать, Пол не смог бы так естественно находиться в мире, где живут Грэм и Клайв.
    Результат поразил и актеров, и съемочную группу. Моттола говорит: «Потирая шею, Пол обхватывает ее большим пальцем, и его сухожилия трещат. Так задумали аниматоры. Это выглядит очень трогательно. Мы видим это периферическим зрением, когда смотрим на героя на экране. Но мы смотрим не только на это».
В фильме «Пол: Секретный материальчик» качество специальных эффектов совершенно не главное. Создателям истории хотелось, чтобы зрители поверили в возможность существования пришельцев, как поверил в них актер и один из авторов сценария Саймон Пегг. «Да, я считаю, что инопланетяне где-то есть, — говорит он. — Должны быть. Ведь существуют миллиарды планет и звезд. Я надеюсь, что они хоть немного похожи на Пола».

Путешествие по Америке:

Дизайн и натурные съемки


    Комедии Грега Моттолы известны своим плавным визуальным стилем, но фильм «Пол: Секретный материальчик» требовал большей зрелищности. Моттолу вдохновили работы Стивена Спилберга — начиная от его режиссерского дебюта «Шугерлендский экспресс» до шедевров в жанре научной фантастики «Близкие контакты третьей степени» и «Инопланетянин».
    В визуальном ряде режиссера появились яркие элементы стиля Спилберга, но он все равно остался верен атмосфере авторского кино в духе «Дневных путешественников». Подобные визуальные задачи, казалось бы, не свойственны «спокойному» и «легкому» человеку, каким характеризуют Моттолу актеры и члены съемочной группы. Тем не менее, он уверенно переносит на экран свое режиссерское видение фильма.
    Невозмутимое поведение Моттолы являлось преимуществом, чего нельзя сказать о погоде, которая была просто непредсказуемой. К тому же, «Пол» задумывался как фильм, который Пегг готов был снимать где угодно, только не под зонтом в Англии. «Сыпался град, сверкала молния, и лил дождь — все, как в Англии, — говорит Парк. — А ведь мы хотели снимать в Америке, потому что там хорошая погода. Вместо этого каждый день природа посылала нам испытания».
    Пегг считает, что он поменял один ненастный климат на другой: «Мы умудрились выбрать для съемок место с самой изменчивой в мире погодой. Минуту светило солнце, а потом 20 минут шел град величиной с шарик для гольфа. Иногда нам приходилось укрываться от молнии. На съемочной площадке был даже прибор, который определял безопасное расстояние от электрической бури, потому что в Нью-Мексико много людей пострадало от молнии».
    Конечно же, видение режиссера хорошо лишь тогда, когда есть люди, способные перенести его на экран. Чтобы создать мир, окружающий Пола, Моттола собрал команду настоящих мастеров своего дела. Действие фильма происходит в разных местах американского юго-запада — от выставки Comic-Con в Сан-Диего до Башни Дьявола в Вайоминге (известной по фильму «Близкие контакты третьей степени»), но «Пола» почти целиком снимали в Нью-Мексико. Найти подходящие декорации было проще простого. В часе езды от Санта-Фе была пустыня, как в Неваде, а местный горный пейзаж напоминал Вайоминг или Колорадо. Дорожный маршрут был готов.
    Чтобы скоординировать подобные визуальные «трюки», Моттола, дизайнер картины Джефферсон Сэйдж и линейный/исполнительный продюсер Роберт Граф встретились с Дж. Тоддом Андерсоном, художником раскадровки, который много лет работал вместе с Джоэлом и Этаном Коэнами. Чтобы составить концепцию фильма и перевести сценарий на визуальный язык, Андерсон вместе с режиссером занимались раскадровкой три месяца.
    Перевести раскадровку в реальность и создать объемную фактуру фильма предстояло дизайнеру Джефферсону Сэйджу, с которым Моттола работал над культовым комедийным сериалом «Неопределившиеся». Для съемок путешествия нужна была главная декорация фильма — старенький автофургон. Сэйдж объясняет: «В этом автофургоне мы проводили значительную часть времени. Здесь же происходила и большая часть событий».
    Облик дома на колесах должен был соответствовать его эксцентричным пассажирам. «Мы решили, что это будет старомодный кемпер, так как у наших парней нет материальной возможности приобрести первоклассное транспортное средство, — объясняет Сэйдж. — Мы стали искать кемперы 70-х - 80-х годов». Окончательным вариантом, обозначенным в сценарии как Beagle Traveler, стало соединение двух моделей: Winnebago конца 80-х (внешний вид кемпера) и Bounder (интерьер).
    Два кемпера, которые были на ходу, снимались в дорожных сценах, а третий служил звуковым павильоном. Все его «внутренности» можно было передвигать для того, чтобы установить камеру и осветительные приборы.
Более трудной задачей стало воссоздание крупнейшего в мире фестиваля комиксов и всего того, что относится к жанру фантастики, — конвента Comic-Con в Сан-Диего. Для этого выбрали Выставочный центр в Альбукерке площадью 100000 квадратных футов. Чтобы событие выглядело реальным, кинематографисты пригласили множество постоянных участников настоящего конвента.
Команда Моттолы с удовольствием создавала облик ежегодного фестиваля. Режиссер говорит: «Все мы любим Comic-Con. Мы выросли на комиксах и научной фантастике, и поэтому старались быть точными. Нам не хотелось, чтобы получилась дешевая пародия. Зрители должны увидеть конвент таким, каким он существует в реальности».
    События в Вайоминге снимались в маленьком городке Лас-Вегас, штат Невада, а низина в гористом районе около Санта-Фе стала местом расположения Башни Дьявола. Потом специалисты по визуальным эффектам  добавили сюда изображение легендарной башни. В этой низине Сэйдж построил нижнюю часть корабля Пола. Так же, как и в случае с башней, его верхняя часть создавалась с помощью визуальных эффектов.
    Подобный визуальный «обман» потребовался и для того, чтобы снять скалистый массив Васкес-Рокс в районе Лос-Анджелеса. Это геологическое образование Грэм и Клайв видели в знаменитом фильме «Звездный путь», поэтому не могли его пропустить. Сэйдж отправил второй состав съемочной группы запечатлеть внешний вид Васкес-Рокс, а в Нью-Мексико Моттола и оператор Шер снимали передвижения актеров Пегга и Фроста. Затем, как в фотомонтаже, две записи скомбинировали.
Сэйджу нужно было установить таинственный белый почтовый ящик на дороге рядом с Зоной 51 в центральной Неваде. Он сделал это на шоссе, которое шло через пустыню в Нью-Мексико и напоминало окрестности Невады.
    Сэйдж видел в Моттоле близкого по духу человека: Моттола окончил школу искусств, прежде чем стать режиссером. «Грег изучал искусство, поэтому у него было свое визуальное представление о фильме, — говорит дизайнер картины. —  Мы выразили свое понимание современной идеи научной фантастики, и сделали это в романтической форме».
После участия в съемках «Пола» координатор спецэффектов Ларс Андерсон решил, что ему нужно сделать перерыв в работе. «Сценарий был отличный, и мне предстояло выполнить много интересных задач, — рассказывает он. — Мы должны были взорвать дом — это всегда интересно. Затем мы устроили фейерверк в национальном лесу — это нелегко, но тоже увлекательно».
    Координатору достались и более простые задания: он должен был создать впечатление, что автофургон, который использовали в качестве павильона, едет по шоссе с Полом, Грэмом и Клайвом внутри. «Мы соорудили двухосевой шарнир на воздушных подушках и с его помощью раскачивали фургон, — рассказывает Андерсон. — Затем установили пневматический подъемник, чтобы кемпер подавался вперед, когда парни жмут на тормоз. Мы сбрасывали кое-какие шкафчики внутри, и на них падали вещи. Это выглядело потрясающе».
    Очень эффектной, по мнению Андерсона, получилась сцена с взрывом газа на ферме. Трюк был разделен на две части. В павильоне в кухонную плиту заложили пропановую мортиру, чтобы снять контролируемое облако пламени. Это создавало впечатление взрыва внутри дома. Затем, на натуре построили дом легкой конструкции, который можно было взорвать, используя небольшое количество взрывчатых веществ. «Так мы превратили дом в груду камней», — заключает Андерсон.
    Съемки фейерверка в национальном заповеднике стали более опасным занятием. Они потребовали совместных усилий съемочной группы и Федеральной лесной службы США. Координатор спецэффектов объясняет: «Мы продемонстрировали сначала, как будет выглядеть фейерверк. Затем пригласили пожарных, которые находилась рядом во время съемок, контролировали уровень влажности, а потом осмотрели участок, чтобы убедиться в безопасности. В конце концов, все прошло благополучно».

 

Контакты


Наш Facebook: facebook

Кто на сайте

Сейчас 145 гостей онлайн