Баннер
Цифровые суррогаты «Суррогатов»

Фильм Джонатана Мостоу (Jonathan Mostow) «Суррогаты» содержит около  800 планов с эффектами. VFX супервайзер фильма, Марк Стетсон (Mark Stetson), собрал команду студий, которые помогли создать мир возможного будущего, в котором каждый человек может управлять роботом совершая свои ежедневные дела.

Над эффектами к фильму работали Synthespian Studios, MPC Vancouver, Brickyard VFX, Sandbox F/X и ILM, а также K.N.B. EFX Group под руководством Говарда Бергера (Howard Berger) поставляла спецэффекты на съемочной площадке.
В фильме агент FBI Том Грир в исполнении Брюса Уиллиса (Bruce Willis) расследует заговор с целью уничтожить всех суррогатов и их владельцев. Сюжет фильма происходит в недалеком будущем в Бостоне. Для фильма понадобилось очень много компьютерной работы для создания роботов-суррогатов и достаточно много CG среды. Но при этом визуальные эффекты должны играть только сопутствующую роль.
«Мы, прежде всего, заботились о том, как  показать роботов-представителей наших персонажей, - говорит Марк Стетсон. - Мы создали мир, в котором суррогаты были обычным делом, показали также фабрику суррогатов, а также информационную сеть, которая необходимо для обеспечения связи между суррогатами и их владельцами».
Такой подход потребовал смеси физических и цифровых эффектов. Студия K.N.B. EFX сделала механических кукол-суррогатов и грим для актеров, совместно с главой отдела грима Джеффом Доуном (Jeff Dawn). «По-моему, это потрясающий пример того,  как смесь CGI  и «живых» эффектов могут выдать наилучший результат, - говорит Говард Бергер. - Здесь не видно, когда заканчивается одна технология и начинается другая. И мне это очень нравится. Мы соединили наши усилия для создания наилучшего результата, который зрители и увидели на экране».


Синтетитки сделанные студией Synthespian

Студия Synthespian Studios создавала цифровых суррогатов под супервайзингом Джеффа Клайзера (Jeff Kleiser) и Джеффа Колмуса (Jeff Kalmus). Изначально задачей студии было создать 60 планов с суррогатами, в которых было бы видно их внутреннюю начинку. Например, это сцены в салоне красоты, когда сотрудница салона открывает ухо клиента, или снимает кожу с лица, открывая зрителю содержимое робота. Съемочная группа сняла практические элементы этих сцен, созданные компанией  K.N.B., после чего специалисты студии Synthespian заменили необходимые части цифровыми версиями элементов, созданных в Maya и отрендеренные в mental ray, чтобы можно было сделать дополнительную анимацию отдельных частей кукол.
«Мы снимали сначала реальных кукол, - рассказывает Клайзер. - Потом, используя видео актеров в этих же позициях, мы совместили их с резиновыми масками. Потом нужно было только грамотно заменить реальное лицо маской, что достигалось применением технологии разделенных экранов. После чего мы немного оживили маску, добавив движения мышц и глаз в CG».
Для сцен, в которых Грир  и его партнерша Питерс в исполнении Рады Митчелл (Radha Mitchell) общаются с роботом-домовладельцем, художники студии Synthespian внесли изменения в маску, созданную специалистами студии K.N.B., которую надевала актриса во время съемки этих сцен.
«Во время постобработки кадры были обработаны до такой степени, что дизайн домовладелицы оказался слишком причудливым, - говорит Марк Стетсон. - И я предложил сделать ее частично разобранной. Так часть с маской осталась нетронутой, но за ней мы увидели эндоскелет». Применив технологию ротоскопирования художники Synthespian закрасили шею актрисы и создали просветы, сквозь которые виден задний план. Это создало иллюзию, будто в кукле нет места для человека. 
«Но мы решили оставить лицо, - отмечает Джефф Клайзер. - Потому что было очень странное ощущение от процесса артикуляции. Они сделали такую маску, что губы актрисы двигались при произнесении звуков, но ощущения четкой человеческой артикуляции не было. Это давало очень странное ощущением. Мы решили сделать вид, что это дешевый робот низкого качества».


Оригинальный кадр


Концепт


Черновая модель


CG элементы


Финальный вариант

В сцене, когда Грир бьет суррогата знакомого жены на вечеринке в их доме, тоже потребовалась помощь компании Synthespian.
«Говард Бергер создал четыре различных маски, которые представляли разные стадии повреждения лица суррогата, рассказывает Клайзер. - Для съемки каждого этот накладной грим должен был клеиться к лицу актера. Части лица при  этом были покрашены в синий цвет, чтобы потом их могли заменить CG эндоскелетом. В этой сцене четыре или пять кратких плана, в которых Брюс наносит повреждения суррогату. Работа Synthespian сводилась к трекингу хромакейных элементов и замене их CG элементами. В этих кадрах движение головы, и, соответственно, окрашенных в синие частей, было очень активным. Нужно было создать все внутренности и синхронизировать их движение с движениями головы».
В дополнение к этим сценам студия Synthespian сделала цифровой макияж актерам в 200 планах. По сюжету Брюс Уиллис играет себя и своего суррогата. По логике фильма, если у тебя был робот, то он не должен был иметь все возрастные морщины или двойной подбородок. Не было человека, который хотел бы иметь робота, выглядящего на 60 лет.  Марк Стетсон сделал так, чтобы эта разница хорошо выделялась визуально.
«Мы начали работу с создания грима, и наш оператора Оливер Вуд (Oliver Wood) создал свет, который бы смягчал кожу и черты лица суррогатов. Но, тем не менее, больше половины планов фильма показывает суррогатов, созданных компанией  Synthespian и включают VFX».

Чтобы омолодить Брюса Уиллиса, сотрудники фирмы Synthespian сделали 3D скан головы актера, поместили результат в Maya и сделали кардинальную подтяжку лица.
«Мы подтянули подбородок, убрали морщины, чуть вынесли скулы и расправили кожу так, чтобы персонаж был похож на молодого Брюса Уиллиса, - говорит Клайзер. - У молодых людей кожа натянута более плотно. Это ничего не говорит о Брюсе, просто человек его возраста отличается от себя 25-летнего».
Для каждого кадра, в котором появляется суррогат, нужно было сделать трекинг движения камеры прежде, чем «снимать» 3D модель. «Нам надо было убедиться, что модель двигается в кадре также, как голова Брюса, - продолжает Клайзер. - Потом нам надо было взять все текстуры, которые в этой сцене используются, и поместить на новую геометрию головы.  После чего мы закрасили все детали кожи, делавшие его человеком». 
«Все это было сделано в  Shake, - добавляет Клайзер. - Проблема в том, что если мы убирали все текстуры из кадра, он начинал походить на вареного цыпленка. И Марк Стетсон повторял: «Он опять как вареная курица!» Так что, мы добавили текстуры кожи обратно на ее место, убрав только складки, которые выдавали человеческое несовершенство. Потому что главная идея фильма в том, у роботов была совершенная кожа».

Электронно-пульсационная пушка и крушение вертолета

Расследование Грира приводит его в демилитаризованную зону, в которую он влетает на вертолете, это зона, в которой живущие там люди решили отказаться от суррогатов в своей жизни. Вертолет, подбитый охраной зоны из электронно-пульсацонного оружия, падает внутри периметра зоны. 106 планов с эффектами, включая падение вертолета, погоню и поврежденного суррогата Грира создала ванкуверская компания  MPC под руководством супервайзера Дага Одди (Doug Oddy).
Эффект пульсационного оружия, названного в фильме прибор перегрузки, был создан специалистами компании  MPC совместно с специалистами студии Sandbox F/X и Synthespian Studios.


«Главная проблема - найти внешний вид пульсации, который бы показывал зрителям, что это - довольно значимое событие в фильме, но при этом не выбрасывал бы их за рамки реальности, созданной на экране», - говорит Стетсон. Оливер Вуд и оператор второй съемочной группы Игорь Метлик (Igor Meglic) создали интерактивный свет в тех кадрах, используя прибор для создания молний, чтобы показать изменение светотеневого рисунка на предметах среди бела дня, когда яркое солнце забивает все искусственные источники света.
«Сначала мы думали создать свет, идущий из жерла орудия, - продолжает Стестон. - А все остальное дорисовать во время постпродакшена, но Джонатан хотел видеть эффект на всех объектах в кадре».
Также сложно было  воссоздать демонстрацию эффекта этого орудия на суррогатов, показав одновременно его силу и сохранив баланс реалистичности. «Мы сначала сделали только выкатывающиеся глаза, - вспоминает Стестон, - но этого было недостаточно. Мы хотели сделать взрывающуюся голову в CG, но бюджет этого не позволял. Так что ребята из MPC создали взрывы в глазах и добавили дополнительные искры, похожие на те, что сделали художники студии    Synthespian для демонстрации полупрозрачного эндоскнелета для сцены вечеринки».
«Наш эффект был создан с помощью динамики частиц, отрендеренной так, чтобы композеры могли клеить различные элементы в один кадр, - добавляет Даг Одди. - Здесь мы совмещали  3D и 2D эффекты. Мы рендерили разные проходы частиц, чтобы создать смещение и искажение света.. Мы также создали эффект, который мы называем пузырями плазмы. Мы также создали световые всполохи под кожей суррогатов, что потребовало рото-анимации и других эффектов. Возможно, в этих сценах соединены до тридцати различных элементов».
Вертолет Грира падает в демилитаризованной зоне. Оригинальные кадры этих сцен сняты второй съемочной группой под руководством Саймона Крейна (Simon Crane). Производственный дизайнер Джефф Мэнн (Jeff Mann) нашел разбитый вертолет, который после раскрасили и задекорировали, чтобы его вид совпадал с видом того вертолета,  что мы видели в воздухе. Аллен Холл и его команда спецэффектников подцепила разбитый вертолет на кабель и заправила пиротехникой, чтобы мы могли снять кадры, в которых вертолет падает на сарай и катится по земле. Эти сцены были сняты  в реале.


Используя Maya, команда аниматоров MPC добавили CG вертолет и симуляцию разбитых кирпичей и бетонной стены, добавив на задний план  matte paintings, пламя и дым, цифровых копий людей: суррогатов пилота и Грира. После крушения суррогат Грира понимает, что он потерял руку. Но он продолжает преследовать цель по сараям и свалке демилитаризованной зоны. «Рука Брюса была в синем рукаве, который был надет под обрывками порванной куртки, - говорит Даг Одди. -  Мы также повесили на него маркеры для трекинга, которые дали нам информацию о движении руки во время этой погони. Мы закрасили и создали цифровую культю в  Maya. По производственным дизайнам мы также создали то, что зритель увидел внутри: систему мускулов, которые двигались совсем не по-человечески. Мускулы должны были продолжать двигаться, потому что робот не чувствует боли. Мы также использовали инструменты создания цифровой ткани для куртки, она должна была совпадать с настоящей, все это потребовало очень много ручной работы».
При создании зеленой жидкости, которая вытекала из поврежденной руки, команда  MPC создала смесь из краски и флуоресцентного порошка, которую качали в трубки руки на съемочной площадке. Этим занималась команда  K.N.B.
«Мы сделали симуляцию жидкости, но не хотели ограничиваться только симуляцией, - говорит Одди. -  Поскольку жидкость вытекала из персонажа, нам надо было управлять тем, куда и как она льется. Мы использовали собственную симуляцию частиц, а потом разработали систему объектов, которую мы смогли пустить поверх симуляции. Оно выглядело в итоге также, как выглядела бы булькающая жидкость в  трубках».
Во время погони Саймон Крейн снимал на тросах каскадеров, которые отыгрывали большие прыжки. Большинство этих кадров потом подвергались обработке: в них изменяли скорость движения и убирали тросы. Но один из планов - котором Грир прыгает через контейнеры, потребовал создания цифрового дубля. План, в котором Гигра сбивает пикап, также потребовал создания цифрового дубля. В создании этих сцен также использовали съемки с хромакеем для перехода между Брюсом Уиллисом, нагоняющим свою жертву, и сценой, в которой он оказывается пришиблен грузовиком. Следующая сцена, в которой мы видим суррогата Грира распятым на кресте - это просто кукла, созданная командой  K.N.B.

Война и смерть Стоуна

Самый футуристический и самый неприятный аспект суррогатов показан в военной сцене, показывающей дерущихся роботов, которыми удаленно управляют солдаты Армии США. Для этих планов супервайзер по спецэффектам на съемочной площадке Аллан Холл и его команда создали огненные взрывы и взрывы с использованием воздушной пушки. Грим солдат-суррогатов был сделан командой  K.N.B. Специалисты студии Sandbox F/X, под руководством Джона Нуджента (John Nugent) добавили удары пуль и взрывы бомб на земле, анимировали и усилили удары пуль по суррогатам, создали следы от пуль и снарядов в CG,  а также выстрелы авиатехники и ракеты, свет их жерл орудий на заднем плане. Студия также создала то пространство, в котором реальные солдаты управляли своими суррогатами.

Оригинальный кадр

Финальный вариант

Компания Sandbox также сделал сцену смерти агента FBI Стоуна, который был частью заговора с целью уничтожения всех суррогатов.  «Монтажер Кевин Ститт (Kevin Stitt) предложил идею последовать за взрывом в его голове и посмотреть на взрывающиеся платы..  Компания Sandbox также довела до финала разработку внешнего вида этих лучей по первичным идеям компании MPC, после чего построила эндочереп  и его внутренности вместе с Assemble Co. Переход между внешним видом головы Стоуна на вид ее внутреннего содержания потребовал замены некоторых элементов лица Стоуна  и его глаза для некоторых планов - когда мы приближаемся настолько близко, что разрешения обычного кадра уже не хватает. Также компания  Sandbox создала вид фабрики, на которой собирают суррогатов (снова вместе с Assemble), здесь понадобились хромакейные композиты, достройка декораций в CG, дополнительные 2D и 3D построения, цифровая косметика и разработка внешнего вида, а также matte painting. В общем и целом они сделали 353 плана для фильма.

Задний план

Хромакейный элемент

Финальный вариант

Сцена погони за Питерс по крышам автомобилей была сделана во время постпродакшена. Джонатан Мостоу снял эти сцены с помощью режиссера второй съемочной группы Брайана Смирца (Brian Smrz), эти сцены снимались на студи Paramount. Компания Sandbox F/X завершила хромакеный композит Брюса Уиллиса, в машину которого врезается другой автомобиль, с помощью специалистов Industrial Light & Magic, под супервайзингом Линди Де Куаттро (Lindy De Quattro). Они делали сцену до итого момента, когда Питерс скрывается на крыше автобуса. Работа ILM включала довольно сильные изменения заднего плана, удаление пальм и других очевидных знаков того, что эти кадры сняты не в Бостоне. «Я съездил в Бостон и снял кадры, которые стали основой работы команды ILM, - говорит Марк Стэтсон. - Команда художников ILM также заменили лобовое стекло для автомобиля, восстановив его в CG, и создали виды разных стадий его разрушения, также создали счетчик на стоянке и цифрового дубля для Питерс. Они также удалили различные тросы и другие установки поддержки, использованные для актеров, совершающих длинные прыжки каскадеров. Это включало примерно 6 планов, в которых потребовалось создать цифровых дублей для каскадеров. Но общий план Питерс, летящей к автобусу, все-таки был снят вживую с помощью тросов и каскадерши. Это показывает качество работы с тросами, проделанной для этого фильма. Автостолкновение было снято вживую, потом все это комбинировалось, и из кадра удалялись риги. Мы потратили много времени на создание этих бедных кукол, которых сбивает Грир».

Мертвые суррогаты

Финальное падение суррогатов было сделано компанией Brickyard VFX.
«Для тех планов, что показывали Бостон с высоты птичьего полета, мы добавили тысячи суррогатов, лежащих на земле, - рассказывает vfx супервайзер компании Brickyard Шон Девро (Sean Devereaux). - Также в эти кадры вставлены CG автомобили, дым и тысячи-тысячи тарелок приемников на крышах. Эту сцену воссоздали в 3D - все деревья, здания и  matte paintings на заднем плане.

Оригинальный кадр


Финальный композит

«Мы делали фоновые картины для всего, что не двигалось на заднем плане, - продолжает Девро. - Включая фонтан и траву, улицы и тропинки, фасады зданий. Мы анимировали деревья в Maya с использованием Paint FX и отрендерили их в Renderman. Все суррогаты на земле были сделаны в Maya и mental ray. Потому что они не двигались, мы могли копи-пастить некоторых из их. В этих планах у нас 400 различных вариантов людей,  в какой-то момент стало проще не дизайнить новую одежду для них, а просто снимать людей на хромакее». Кроме этого куска, который превратился в план из 1000 кадров, художники студии Brickyard также создали кадры, в которых Брюс Уиллис появляется в одном кадре со своим суррогатом. Это было сделано с применением технологии разделенного экрана и наложения  цифрового грима в 2D.


Оригинальный кадр

Финальный композит

В общем и целом, по словам Марка Стетсона, для «Суррогатов» практически все сцены были запланированы для съемки в живую. А визуальные эффекты были сделаны только там, где были совершенно необходимы.
«Я сам работал с режиссером и постановщиком трюков, чтобы добиться того, что большинство сцен снимались в живую и как можно больше эффектов сделать на площадке, говорит он. - Мне кажется, это вносит реализм в фильм и расширяет поле творческих идей. Главное - точно знать, где нужно передать знамя визуальным эффектам».

Источник: vfxblog

 

Контакты


Наш Facebook: facebook

Кто на сайте

Сейчас 55 гостей онлайн