Баннер
Художник по костюмам Моник Прудом и многослойность в фильме «Воображариум доктора Парнаса»

Здесь речь пойдёт о фантастически красивой картине «Воображариум доктора Парнаса» и его визуальном ряде.

У режиссеров с художественным образованием получаются невероятно образные фильмы. Например, картины Питера Гринуэя (Peter Greenaway), Франко Дзеффирелли (Franco Zeffirelli ), Тима Бертона (Tim Burton) совершенны в своей эстетике. Это же можно сказать и о фильмах Терри Гиллиама (Terri Gilliam). Последний его фильм - «Воображариум доктора Парнаса» - просто прекрасен. Думаю, то, что режиссер – художник (бывший мультипликатор как и Тим Бертон), вдохновило всю творческую часть группы. Художник по костюмам Моник Прудом(Monique Prudhomme) и художник – постановщик Анастасия Масаро (Anastasia Masaro) были номинированы на премию «Оскар» - 2010 за костюмы и визуальный ряд к фильму. Картину делали в период кризиса и, чтобы сократить налоги, снимали в Ванкувере, так в составе съемочной группы появилась канадка Моник Прудом. Теперь без ее роскошных костюмов невозможно представить картину.



Моник Прудом


Любое кино можно сравнить с изобразительным стилем. Например, «Смерть в Венеции» Л. Висконти – это акварель, «Суинни Тодд» Т. Бертона – рисунок углем, «Контракт рисовальщика» П. Гринуэя – набросок пером.  «Воображариум…» - гобелен.


Старый, выцветший от времени, истертый кое-где до дыр гобелен или шпалера.


В этом фильме, в той его части, где изображена реальность, нет ярких красок, все приглушено, растушевано и состарено. Костюмы по цвету и фактуре идеально вписаны в декорации.
Структура фильма многослойная, в том числе и визуальная. Воображение – это что-то неясное, неопределенное, постоянно ускользающее.  Будто прикрыто прозрачными покрывалами, за которыми  угадываются  смутные очертания,  формы расплывчаты и не имеют ясных границ.   В фильме несколько реальностей, эпох, религий, живописных манер для создания Зазеркалья, да и персонажа Тони играют четыре актера. Это произошло из-за смерти Хита Леджера, но по структуре фильма и должно быть несколько Тони, ведь он очень неоднозначен и можно сказать, что тоже состоит из нескольких слоев: обаятельный симпатяга (Хит Леджер), карьерист (Джуд Лоу), мужчина-мечта (конечно Джонни Депп),  негодяй (Колин Фарелл).


Главный герой,  доктор Парнас, заключил сделку с Дьяволом и теперь бессмертен. Он  путешествует по миру со своей бродячей труппой: дочерью Валентиной, карликом Перси и  молодым парнем  Антоном. Парнас - старый, усталый человек, который пытается научить людей мечтать, хочет показать им, что мечта – это не бремя, а богатство. Он –  альтер эго режиссера.
 Но шоу и эстетика  представлений доктора Парнаса старомодны и не увлекают современных людей. Костюмы времен итальянской оперы 17 века, режиссура времен Шекспира (одно то, что Антон изображает Гермеса, о многом говорит!)


кадры из фильма


 костюмы для итальянской оперы XVII века


Передвигаются они на старом-престаром фургоне, который тащит четверка лошадей. Этот фургон, одна стена которого превращается в сцену, тоже одно из действующих лиц.


рабочие эскизы верхний - Терри Гиллиама, нижний - Дейва Уоррена


Идею создания такого передвижного театра навеяли режиссеру бумажные игрушечные театры викторианской поры, увиденные им в старом лондонском магазине. Тут тоже присутствует тема слоёв, это и трансформация жилища то в транспортное средство, то в театр. Ну и, конечно же: кулисы, закулисный мир, Зеркало и Зазеркалье.


викторианские бумажные театры


рабочие эскизы, поиск образа передвижного театра 


Фургон, потрепанный временем, когда-то красочный, а теперь обветшалый, испещренный магическими символами, едет по ночным дорогам современного Лондона, похожий то ли на старую бригантину, поставленную на колеса, то ли на старинный замок…

кадр из фильма

Из-за непопулярности шоу актеры крайне бедны и в повседневной жизни одеваются в старые заношенные вещи. Поскольку фургон ветх и продуваем всеми ветрами, то им приходится кутаться в большое количество одежды, чтобы согреться. Глядя на них, понимаешь, что означает фраза «живописные лохмотья»!


кадр из фильма


Костюмы получились  тоже многослойными,  что напоминает японский стиль в одежде, ведь в старину японцы надевали несколько кимоно одно на другое.


 рисунок Утамаро


Этническая тема очевидна в принципе составления гардероба для странствующих актеров. Парнас живет много столетий, странствует, как цыган, по свету и у него скопилась большая коллекция одежды. Прекрасный колорист и чудесный стилист, Моник скромно рассказывает, что просто собирала костюмы по всему миру, отдавая предпочтение восточной одежде - потом, на примерке, на актере смешивала стили и эпохи, создавая ансамбль.


На одном Парнасе в одном из вариантов костюма 14 слоев одежды.



вверху: кадр из фильма, ниже: эскиз китайского костюма (справа) и старинный китайский халат


На Валентине на этом фото поверх афганского платья надеты свитер, японское кимоно, внизу - китайские брюки.


 рабочий эскиз и кадры из фильма


Парнас когда-то давно, до встречи с Дьяволом жил далеко в горах, возможно, в Шангри Ла. Был Наставником, Учителем.


Концепт-арт Дейва Уоррена (Dave Warren)

И кадр из фильма (ниже)


И это буддийское прошлое отражено во всех его сценических костюмах.


Тем более  что он действительно вводит себя в определенное состояние, близкое к трансу,  для того, чтобы люди попали в Зазеркалье.
Карлик Перси - единственный из всех странствующих актеров имеет целиком сшитый гардероб (что и понятно). Через его наряды можно проследить историю моды.


К этнической одежде  Моник прибавила элементы костюмов Средневековья, Ренессанса, Барокко. Также с этими эпохами костюмы связаны по колориту. Тщательно продуманная гамма для Валентины, которую играет модель Лили Коул, известная своей нестандартной внешностью, включает драгоценные, нежные  оттенки розовых, зеленых и сиреневых тонов. Они прекрасно гармонируют с её рыжими тициановскими волосами и бледной кожей, отсылая нас  к портретам времен Возрождения.


 кадр из фильма и фреска Гирландайо





Доктор Парнас  напоминает портреты Рембранта


и немного Репина.


Все меняется, когда к ним попадает Тони.

Костюм Тони монохромен, как монохромен его внутренний мир, лишенный красок.


 кадры из фильма


Недаром, он в балагане изображает Пьеро.  Во-первых, он  тоже черно-белый по костюму, во-вторых, в комедии дель Арте Пьеро- это ловкий слуга, который добивается своей цели, прикрываясь благодушием. Это уже позже он получил статус незадачливого романтического возлюбленного. Вот и Тони кажется не тем, кем он есть. При этом он пытается изменить декорации в шоу, и делает их черно-белыми.


кадр из фильма, костюмы на выставке в Лос-Анжелесе, костюм Пьеро


В Воображариуме есть волшебное зеркало, если пройти сквозь него, то попадаешь в свой мир, наполненный образами и эмоциями, которыми живешь.  Когда туда попадает Тони, то костюмы  его и Валентины, которая в этом мире становится его женой, становятся тоже монохромными. Только  черный, белый и красные цвета.  Её костюм лишается изысканной, сложной цветовой гаммы и многослойности. Это простые, лаконичные современные платья.


кадр из фильма и рабочий эскиз 



Она утрачивает свою индивидуальность, образ лишается ренессансной живописности. А ведь когда-то она была в Зазеркалье наядой, феей, прекрасным видением. В сложных, летящих, изящных платьях с распущенными русалочьими волосами.


 кадр из фильма


С героиней происходит метаморфоза: в мире прагматичного, жесткого Тони может быть только такая рафинированная, скучная Валентина.
Образ Дьявола решен неожиданно, но интересно.


 кадры из фильма


Своим обликом он невероятно напоминает булгаковских персонажей: Азазелло и Воланда одновременно. Одет по моде начала ХХ века, носит котелок, курит папиросу. Здесь, как и в костюме Тони, практически нет цвета, и в его облике есть что-то от гробовщика. 


 кадр из фильма «Мастер и Маргарита» и иллюстрация к книге М. Булгакова


Яркие образы персонажей этой красивой сказки поддерживаются фантастически красивыми декорациями.  Зазеркалье  стилизовано с помощью работ известных американских художников и мультипликаторов. Это была сознательная идея режиссера, который не хотел придумывать что-то новое, а просто взял за основу американскую классику.
В мире Тони – карьериста угадываются пейзажи Гранта Вуда (Grant Wood)


кадр из фильма и картина Г. Вуда


Мир маленького мальчика, случайно попавшего в Зазеркалье и состоящий из карамели и конфет, навеян работами мультипликаторов Tex Avery и Chuck Jones.


кадр из фильма


Романтические картины построены на живописи Максфилда Пэрриша (Maxfield Parrish), известной своими сказочными сюжетами и тем, что в своих работах художник использовал только синие, сиреневые, желтые и черные краски, накладывая их определенным образом.


   кадр из фильма и репродукция картины М. Перриша


Еще есть забавное Зазеркалье дамы – шопоголика.


кадр из фильма


Мир этого фильма красив и волшебен, работа художников безупречна. Во всё это роскошество вложено столько таланта и интеллекта, что, не может не трогать зрителя. Между тем эта картина  вызывает неоднозначную реакцию у публики. Понятно, что всё визуальное по разному воспринимается людьми, не стоит ни кому навязывать своё видение, но я надеюсь, что всё-таки натуры тонко чувствующие, художественные поймут, оценят и полюбят этот фильм.
И последнее, по поводу костюмов Моник Прудом. По работе с цветом и структурой ее работы к этому фильму напоминают коллекции  дизайнера Кристиана Лакруа.

Автор: Ирина Жигмунд
Источник: la_gatta_ciara.livejournal.com
Размещено с согласия автора

 

Контакты


Наш Facebook: facebook

Кто на сайте

Сейчас 77 гостей онлайн